Дополнительные материалы к лекциям (часть вторая)



Темы лекций Схемы и Презентации

8. Сотрудничество в обучении (в стиле Веб 2.0)

Плотинский Ю.М.

Одним из наиболее важных факторов, определяющих развитие общества знаний, является все более широкое распространение концепции e-learning 2.0 или collaborative learning. Наконец, Дж.Берзин предложил хлесткий термин we-learning .

Согласно новому исследованию компаний Human Capital Institute и Saba более 50% сотрудников корпораций и свыше 30% сотрудников правительственных организаций США участвуют в работе сообществ практики (СоР).

Главными целями этих сообществ являются обучение, обмен опытом, создание инноваций. Основные механизмы, обеспечивающие эффективность обмена знаниями в сообществах практики:

  • - разделение труда;
  • - специализация;
  • - экономия времени;
  • - экономия затрат (например, на покупку учебников).
(подробнее см. Современные тенденции развития процессов кооперации и сотрудничества. 2007).

(в Интернете чаще всего встречаются сообщества ориентированные на общение и развлечение – организация деятельности таких сообществ в этой работе не рассматривается).

Дж.Берзин указывает, что СоР открывают новую эру в корпоративном обучении. Кардинально меняются функции преподавателя. Он становится фасилитатором – проводником коллаборативного обучения. Однако практика показывает, что новая организационная форма корпоративного обучения требует существенных изменений в культуре организации и мотивации работников.

Новая форма обучения все шире используется в высшем образовании. Она ориентирована на большую самостоятельность работы студентов. Иногда ученик играет роль учителя. Усиливается обратная связь студентов с преподавателем. Такая форма безусловно полезна для студентов старших курсов, а также в магистратуре и аспирантуре.

Без такой формы нельзя обойтись при изучении социальной информатики даже на первом курсе дневного отделения социологического факультета.

см. также Collective Learning Examples




Вопросы для обсуждения:

  1. Какие инструменты Веб 2.0 наиболее эффективны в коллективном обучении?
  2. Как повысить эффективность сотрудничества студентов?
  3. Как развивать культуру сотрудничества?
  4. Как стимулировать и оценивать участие студентов в сообществах?
  5. Какие явные и неявные формы контроля сообществ может использовать администрация вуза?

 

На главную страницу
Хостинг от uCoz