Дополнительные материалы к лекциям

Оглавление

1... Информационное общество. Net-Generation

2... Общество знаний. Когнитивный подход

3... Развитие социального интернета – Веб 2.0

4... Elinor Ostrom - Нобелевская 2009

5... Безопасность в сети

6... Контроль в информационном обществе

7... Портфолио студента и рейтинг специалиста

8. Сотрудничество в обучении



Темы лекций Схемы и Презентации

1. Информационное общество

Известный цифровой гуру Д.Тапскотт в 1997 опубликовал прогноз о грядущем появлении нового сетевого поколения – Net-Generation. Через 10 лет это поколение будет обладать по его мнению следующими чертами:
  • они будут покупать только подключенное к Интернету жилье и предпочитать такие же места отдыха;
  • они не будут склонны работать в стеклянных башнях в центре города — им подавай телекомьютинг, чтобы работать из дома или из местных коммерческих центров телеработы, а это может повлечь за собой массовую конвертацию офисных помещений в жилые;
  • им не нужны дорогие автомобили — была бы в машине «цифровая» начинка;
  • их не ослепишь брендами — они будут иметь свои представления о стиле и делиться друг с другом информацией о том, где отыскать или заказать хорошую одежду (не исключая ныне презираемые секонд-хэнды), причем в основном через Сеть;
  • они будут управлять своими финансами также через Сеть — поэтому банки вынуждены будут становиться «кибербанками», чтобы выжить;
  • они будут все больше и больше выбирать онлайновые раз-влечения; организовывать свои поездки на отдых они за-хотят сами, без посредников-турагентов — поставщики, например, рекреационных или транспортных услуг должны будут принимать это во внимание и своевременно выкладывать необходимую информацию на своих сайтах;
  • для них совершенно естественным будет обучаться всю жизнь — предпочтение будет отдаваться тем работодателям, которые обеспечат для этого условия;
  • вряд ли они будут собирать музыкальные коллекции на дисках— им достаточно будет доступа к музыкальным произве-дениям в Сети;
  • они не захотят перемещаться за нужными вещами — наоборот, вещи должны будут перемещаться к ним, и это, скорее всего, приведет к расцвету «логистических сервисов» — почтовых, курьерских и т. п.;
  • лежа на диванах или на пляжах, они по-прежнему будут читать обычные книги, но вот новости они захотят получать в электронном и к тому же «кастомизированном» формате — поставщики развлекательных и иных информационных продуктов должны будут озаботиться использованием последних достижений мультимедийных технологий;
  • достаточно большая доля их личных расходов будет приходиться на бытовую электронику;
  • они будут скептически относиться к крупным корпорациям и настойчиво проводить в жизнь тезис о том, что не деньги и не материальные ценности являются источниками процве-тания общества, а люди с их знаниями.


Тапскотт вообще говорит о том, что «N-Generation» — это поколение «работников знания». Он уверен, что эти люди сделают мир лучше, потому что они, как никто раньше, умеют учиться, понимают, что такое настоящее демократическое правление, и хотят реально влиять на экономику и политику. Они охотно делятся тем, что создают. Людям старшего поколения остается лишь поверить в них, принять их культуру и дать им возможность реализовать свою судьбу.
(цит. по книге Ершовой Т.В. Информационное общество – это мы! М., 2008, стр 101-102).

1.2 В 2008г. вышла новая книга Тапскотта о «Net Generation», в которой утверждается, что сетевое поколение появилось!

Это поколение современных американских юзеров от 15 до 30 лет.

Их главные черты:

  • Они предпочитают кастомизированное (индивидуальное) потребление.
  • Они умеют быстро обнаружить обман, как бы хитро он ни был закамуфлирован в виртуальном пространстве.
  • Они ждут от собеседника честности, транспарентности и тактичности.
  • Они хотят сотрудничества и надежных отношений.
  • Они обожают приколы.
  • Они любят скорость.
  • Они жаждут инноваций.


1.3 О Теории смены поколений.

Поколение с социологической точки зрения объединяет людей с общим самосознанием, имеющих общий опыт, общие интересы и взгляды" . В трудах многих социологов XIX и XX веков смена поколений рассматривалась как основная движущая сила исторического процесса, первопричина периодически повторяющихся изменений. Считая, что смена поколений обусловливает обновление общества, О. Конт придавал большое значение оптимальному соотношению между категориями изменения и постоянства, обеспечивающему необходимый ритм прогресса.
В 20-30-е годы XX века гипотезу смены поколений развивали искусствоведы, историки литературы. Во второй половине XX века фактор смены поколений фигурировал во многих политологических исследованиях. Наибольший вклад в разработку этой проблематики внес немецкий социолог К. Манхейм (1893-1947), полагавший, что в юности под влиянием внешних событий и окружения у индивида формируется определенная картина мира, через которую преломляется последующий жизненный опыт. Этап формирования является первой фазой жизненного цикла поколения. Его границы возникают под воздействием внешних событий (кризисы, войны, революции), а также вследствие процессов самоорганизации. Энергия движения социума порождается волнами поколений, каждое из которых ищет линии размежевания от предыдущего поколения, и параллельно с установлением границ между поколениями происходит процесс поиска идей консолидации, формирующих образ данного поколения.
Поколение у Ортеги-и-Гасета (1883-1935) представляет собой синтез взаимосвязанных элементов, составляющих новое социальное целое в его разнообразии, "следующее по дороге жизни в соответствии с заданной траекторией". "Изменения жизненного мироощущения, являющиеся решающими в истории, предстают в форме поколений. Поколение - это и не горсть одиночек, и не просто масса: это как бы новое целостное социальное тело, обладающее и своим избранным меньшинством, и своей толпой, заброшенное на орбиту существования с определенной жизненной траекторией... Его члены приходят в мир с некоторыми типичными чертами, придающими им общую физиономию, отличающую их от предшествующего поколения. В пределах этой идентичности могут пребывать индивиды, придерживающиеся самых разных установок. Каждое поколение представляет собой некую жизненную высоту, с которой определенным образом воспринимается существование" [13, с. 5].
Взаимодействие поколений не всегда протекает спокойно. Так, обострением конфликта "отцов и детей" некоторые ученые объясняют молодежные волнения 1968 г.



Вопросы для обсуждения:

  1. Появилось ли сетевое поколение в России, действительно отличающееся от старших поколений?
  2. Есть ли у нашего сетевого поколения национальные особенности?
  3. Хочет ли наша молодежь (активно) сотрудничать в сфере обучения, обмена знаниями?
  4. Как обнаружить обманщика в виртуальном пространстве?


2. Общество знаний. Когнитивный подход


Плотинский Ю.М.

Для современной инновационной экономики ключевым ресурсом становятся знания. Все больше зарубежных фирм внедряют у себя системы управления знаниями, следуя современным тенденциям развития экономики знаний. Интерес к данной проблематике в последние годы стимулируется стремительным распространением технологий социального Интернета [1].

Без развития инновационной экономики или экономики, основанной на знаниях, сегодня проблематично само существование независимых государств [2]. Действуя методом проб и ошибок, трудно избежать дорогостоящих ошибок и даже катастрофических провалов. Как отмечается в докладе ЮНЕСКО «Без развития новой этики знания на базе совместного использования знаний стремление наиболее развитых стран капитализировать свое преимущество приведет лишь к тому, что самые бедные страны окажутся лишенными важнейших когнитивных благ, а также к созданию среды, мало пригодной для приобретения знаний»[3, стр. 180].

Технический прогресс вызывает качественные изменения во многих сферах общества, однако социальные науки, цепляясь за устаревшие научные парадигмы, явно не успевают за стремительным темпом перемен. Обществоведы не уделяют достаточного внимания исследованию проблем распределенных, коллективных знаний и представлений, стимулам и средствам поддержки совместной деятельности социальных групп и общностей [4]. Междисциплинарный характер возникающих проблем, революционный характер грядущих перемен не позволяют ученым предложить системное видение даже основных контуров общества знаний.

Прошедший этап информатизации общества привел к значительным переменам в сфере коммуникаций. Появились Интернет и цифровая связь. Современные технические и программные средства позволяют хранить и анализировать огромные массивы данных о большей части коммуникаций. Созданы предпосылки для существенной перестройки социальных механизмов – контроля, репутации, управления и самоорганизации. Возникают условия для развития новых форм социальных общностей.

За рубежом активно развиваются новые формы сотрудничества специалистов – сообщества практики (Community of Practice). Под сообществом практики понимается виртуальный, постоянно действующий семинар для специалистов в достаточно узкой области деятельности.

Основными задачами сообществ практики являются:

  • обмен опытом, знаниями, информацией;
  • повышение квалификации, коллективное обучение;
  • обмен идеями, повышение креативности сотрудников и создание нового знания.

За последние годы в крупных зарубежных фирмах (British Petroleum, Shell, SAP, Caterpillar и др.) созданы и успешно функционируют тысячи сообществ практики. Предполагается, что сотрудники корпорации сотрудничают друг с другом, в рамках сообществ практики, добровольно и бескорыстно (также как в японских кружках качества). Раскрепощая инициативу рядовых сотрудников, сообщества практики позволяют резко повысить инновационный потенциал компании. Сообщества способствуют существенной интенсификации обмена знаниями, за счет преодоления вертикальных и горизонтальных внутрифирменных структурных барьеров.

Анализ результатов внедрения систем управления знаниями показал, что традиционные подходы полезны для явных, формализуемых (кодифицируемых) знаний. Однако в современных условиях все более очевидной становится важность неявных, трудно формализуемых знаний, основанных на опыте и интуиции индивида. Оказалось, что обмен неявными знаниями, обсуждение новых идей, разработка инновационных концепций и предложений осуществляются значительно эффективней в неформальной среде сообщества практики.

Ключевым фактором, обеспечивающим эффективность деятельности сообщества, является готовность участников делится с коллегами своими знаниями и опытом. Как правило, члены сообщества понимают, что участие в обмене знаниями является необходимым условием для успешной карьеры. Многие члены сообществ полагают, что их знания принадлежат компании и поэтому активно участвуют в создании общей базы знаний – своего рода энциклопедии производственного опыта.

Большинство специалистов по управлению знаниями считает, что явное вмешательство администрации предприятия в деятельность сообществ практики контрпродуктивно. Безусловно, администрация компании помогает обеспечивать деятельность сообществ, предоставляя им ресурсы корпоративного портала, помещения для проведения семинаров. Администрация также участвует в разрешении конфликтов между участниками сообществ, определяет правила пользования интеллектуальными активами.

Значительно сложнее организовать сообщество практики для специалистов, работающих в разных организациях. Ведь интересы этих организаций могут не совпадать и даже противоречить друг другу. Возникают проблемы утечки информации и переманивания специалистов. Возможна утрата интеллектуальных активов.

Социальный капитал


Изучение кооперационных взаимодействий является одной из главных задач теории социального капитала. Согласно Джеймсу Коулмену, социальный капитал это потенциал взаимного доверия и взаимопомощи, основанный на межличностных социальных сетях (см. [5]). Ученые полагают, что социальный капитал облегчает доступ к ресурсам, мобилизует участников на совместные действия по достижению общих целей [6].
В литературе обычно рассматриваются три измерения социального капитала:
  • Структурное измерение – количество и структура социальных сетей;
  • Реляционное измерение – доверие и взаимные обязательства;
  • Когнитивное измерение – общие картины мира, взгляды и подходы, общий язык и терминология.

Высокий уровень социального капитала принято считать необходимым условием эффективного сотрудничества специалистов и межфирменной кооперации. И наоборот, успешная практика сотрудничества и кооперации обеспечивает рост социального капитала как на уровне фирм и ассоциаций, так и для общества в целом.

Многие ученые рассматривают сообщества практики как генератор социального капитала [7]. Действительно, большинство сообществ практики возникает на основе уже существующих неформальных социальных сетей специалистов. Коммуникативная эффективность конкретной социальной сети определяется ее структурой. Точность и своевременность передач сообщений в социальной сети существенно зависит от числа промежуточных звеньев, поведения агентов, занимающих ключевые позиции. При объединении участников социальной сети в сообщество, существующая структура межличностных взаимосвязей «вскрывается» и отбрасывается. В сообществе практики каждый участник непосредственно связан со всеми остальными. Можно сказать, что коммуникативная ценность сообщества растет пропорционально квадрату числа участников.

Еще точнее оценивает коммуникативную ценность сообщества закон Рида. Д.Рид полагает, что коммуникативная эффективность определяется возможностью оперативного создания подгрупп в сообществе и, следовательно, возрастает не в квадратичной, а в экспоненциальной зависимости от числа участников [8]. Отметим, что последнее время ряд зарубежных ученых полагает, что ключевой характеристикой, определяющей эффективность сообщества является не количество подгрупп, а скорость их создания.

Все авторы отмечают, что эффективность деятельности сообщества практики определяется уровнем доверия. Очевидно, что по мере развития сообщества, доверие между двумя участниками сообщества растет, опираясь на успешный опыт взаимных обменов знаниями. Постепенно природа обменов меняется: дав совет одному партнеру, индивид может получить полезную информацию от другого участника сообщества (так называемый обобщенный обмен). Успешная деятельность сообщества практики приводит к тому, что доверие к партнеру замещается доверием к сообществу в целом.

Когнитивный капитал


Когнитивное измерение социального капитала предполагает, что участники сообщества должны быть единомышленниками. На наш взгляд учет когнитивных факторов требует большей детализации и введения концепции когнитивного капитала.

В литературе нет общепринятой трактовки понятия когнитивного капитала. Ряд авторов включает в когнитивный капитал категорию доверия, что приводит к значительным затруднениям при различении социальной и когнитивной сфер. Сложнее ввести различение между интеллектуальным и когнитивным капиталом. Под интеллектуальным капиталом обычно понимается совокупность накопленных знаний, а также патентов, know-how и др. Под когнитивным капиталом в данной работе понимаются умения, навыки, способности, позволяющие эффективно работать с информацией и знаниями.

Рассмотрим упомянутое выше когнитивное измерение социального капитала. Казалось бы ясно, что для эффективного функционирования любого сообщества необходимо совпадение взглядов участников на решение рассматриваемых проблем, наличие общего языка и терминологии. Однако с точки зрения когнитивного подхода, для установления взаимопонимания совершенно необязательно, чтобы оба собеседника были единомышленниками. Достаточно, чтобы они знали картины мира друг друга.

Более того в ряде работ Б.Нотебома показано, что наличие определенной когнитивной дистанции, т.е. различия во взглядах, знаниях и опыте участников кооперативных взаимодействий, создает синергетический эффект и способствует решению рассматриваемых проблем [9].
Важными элементами когнитивного капитала индивида и сообществ является также:

  • Знание типологий когнитивных стилей;
  • Умение варьировать угол зрения и использовать когнитивные метафоры;
  • Умение работать с неявными знаниями;
  • Применение когнитивных моделей.

Для визуализации когнитивных моделей обычно используются когнитивные, семантические, концептуальные карты и схемы. Однако в последние годы миллионы студентов и молодых специалистов стали активно использовать технологию ментальных карт (mind map). Огромное число примеров ментальных карт можно найти в интернете (см. например сайт www.mindmap.ru).

Заключение


Технический прогресс вызывает качественные изменения во многих сферах общества, однако социальные науки, цепляясь за устаревшие научные парадигмы, явно не успевают за стремительным темпом перемен. Вопросы анализа проблем распределенных, коллективных знаний и представлений, развития стимулов и средств поддержки совместной деятельности социальных групп и общностей находятся на периферии современного обществознания.

Базовым элементом общества знаний должны стать сообщества практики. В этих организационных формах активизируются процессы обучения и распространения знаний. Сообщества практики являются удобной площадкой для начальных этапов разработки новых идей и подходов. В рамках сообществ практики у человека должно возникать горячее желание делится своими знаниями добровольно и бескорыстно в соответствии с законами самоорганизации.

Именно такие постулаты разделялись учеными, стоящими у истоков развития менеджмента знаний. Считалось, что имеющийся в развитых странах уровень социального капитала вполне достаточен для успешного развития сотрудничества в виртуальных сетях и сообществах.

Однако как показал десятилетний опыт функционирования сообществ практики в западных компаниях число специалистов, готовых активно участвовать в их работе, явно недостаточно и более того последние годы снижается. (Отметим также, что во время кризисов и массовых увольнений уровень доверия в сообществах практики значительно снижается). Упование только на силы самоорганизации не обеспечивает необходимый уровень мотивации и гарантий соблюдения интересов личности.

Практика показывает, что спонтанное возникновение критической массы специалистов готовых к функционированию в обществе знаний может неоправданно затянуться. В этих условиях единственным выходом является принятие на государственном уровне комплекса мер, обеспечивающих развитие социального и когнитивного капиталов. Необходимо найти решение таких актуальных для общества знаний проблем, как:

  1. Поиск новых решений классической социальной дилеммы сотрудничество – конкуренция;
  2. Создание институтов, стимулирующих развитие социального капитала;
  3. Развитие культуры сотрудничества (нормы, ценности);
  4. Создание когнитивных инструментов для индивидуальной и групповой работы со знаниями;
  5. Развитие когнитивной культуры и когнитивного капитала.

Только институциональный подход к развитию социального и когнитивного капиталов может обеспечить становление общества знаний, которое следует назвать когнитивным обществом.

3. Развитие социального интернета – Веб 2.0

Плотинский Ю.М.


Прошедший этап информатизации общества привел к значительным переменам в сфере коммуникаций. Появились и достаточно широко распространились новые средства коммуникации – Интернет и цифровая связь. Созданы технические и программные средства для фиксации, хранения и анализа огромных массивов данных о большей части коммуникаций. Все это создает предпосылки для существенной перестройки социальных механизмов – контроля, репутации, управления и самоорганизации. Уже сегодня появляются средства выявления и анализа социальных сетей, возникают новые формы социальных общностей.

В среде программистов растет число сторонников политики открытого кода (open source – открытое программное обеспечение). Только на сайте www.sf.net зарегистрировано около 1,5 миллиона программистов, готовых бесплатно участвовать в создании программных продуктов. Наиболее известным проектом такого рода является создание операционной системы Linux, трудоемкость разработки которой к 2005г. составляла около 60000 чел./лет.

Политика открытого кода, которую можно рассматривать как социальное движение, постепенно меняет корпоративную культуру. В 2001 г. в компании Ксерокс начался проект CodeX, основанный на принципах политики открытого кода. Более 1300 программистов самостоятельно осуществили разработку более 200 проектов. Инициатива сотрудников компании Ксерокс, действующих практически независимо от существующей системы корпоративного планирования и контроля, позволила фирме сэкономить только в 2001г. порядка $3млн.

Традиционные интернет-технологии общения (электронная почта, форумы) подготовили почву для революционных изменений в социальной сфере. Появление новых технологий Веб 2.0 (Блоги, Вики) привело к стремительному росту числа виртуальных (он-лайн, интернет) сообществ. Простота, доступность и дружественность новых программных средств представляют любому пользователю интернета широкие возможности для создания своего журнала. В 2008г. каждые сутки в блогосфере появлялось около миллиона заметок, написанных блогерами на 81 языке.

Появилась концепция социальных медиа, к которой относится как сама блогосфера, так и различные формы синтеза традиционных СМИ и блогов. В январе 2008 года поступил в продажу журнал "Коммерсантъ-ДЕНЬГИ 2.0", составленный из материалов, собранных интернет-пользователями LiveJournal в рамках social media проекта. В проекте приняли участие более тысячи интернет-читателей и блогеров. В течение двух недель они предлагали темы для статей, а затем, путем открытого голосования из 167 тем были отобраны 14. Оказалось, что потенциал блогосферы можно использовать для подготовки полноценных журналистских материалов.

К социальным медиа относит себя сайт Scribd.com, который позволяет любому автору публиковать свои тексты, без какого-либо контроля и редактирования. В настоящее время на сайте ежедневно появляется более 50000 документов, а ежемесячное число читателей превышает 50 млн. человек.

В социальных медиа, как правило, авторский гонорар не предусматривается, но каждая заметка имеет автора (который может скрываться за псевдонимом). В Веб 2.0 существуют коллективные проекты, в которых авторы участвуют не только бескорыстно, но и анонимно. К наиболее успешным примерам такого рода относится энциклопедия Википедиа. К началу 2009г. общее число статей, написанных более 75000 авторов, превысило 10 млн. (только на английском языке опубликовано более 3 млн. статей). Ежегодно Википедией пользуется более 680 млн. читателей.

Новая онлайн-версия классической энциклопедии Britannica предлагает пользователям самостоятельно редактировать собранные там материалы. Так же, как и в Википедии, теперь любой зарегистрированный пользователь может редактировать, изменять и дополнять материалы в энциклопедии. Однако имена всех редакторов будут указываться в нижней части статьи.

Огромную популярность уже успели завоевать технологии построения и развития социальных сетей (social networking). Технологии социальных сетей начинают широко использоваться в профессиональной и бизнес среде. Так в Рунете компания HeadHunter создала сайт www.webby.ru , который позволяет зарегистрированному пользователю искать необходимых деловых партнеров и клиентов, получать консультации и экспертные оценки, собирать информацию о работодателях.

В интернете под различными названиями появляется все больше виртуальных сообществ: сети знаний, творческие сети (creative networks), виртуальные институты и лаборатории. Термины сообщество и сеть используются практически как синонимы. На наш взгляд, целесообразно ввести определенные различения в использование этих базовых понятий. Сообщество – это социальная система, основанная на самоорганизации. Основными качествами социальной системы являются целостность и наличие границы, отделяющей систему от окружающей среды. Для сети определяющим является структура взаимосвязи ее элементов. По определению, сеть не имеет границы. Таким образом, если для исследователя важна целостность изучаемого объекта, то лучше использовать понятие - сообщество. При анализе структуры взаимодействия элементов целесообразно пользоваться термином сеть.

В литературе рассматриваются региональные сообщества (объединяющие людей по месту жительства), сообщества по интересам. Однако специалисты по теории управления знаниями наибольшее внимание уделяют сообществам практики – объединениям людей, стремящимся к общим профессиональным или производственным целям.

4. Элеонора Острем Нобелевский лауреат по экономике за 2009г.


На самом деле большинство ее работ посвящены таким социологическим проблемам как: трагедия общности, сотрудничество, кооперация, социальный капитал, коллективный выбор.
Основные публикации:
Ostrom, Elinor (1990). Governing the Commons: The Evolution of Institutions for Collective Action. New York: Cambridge University Press.
Ostrom, E., Walker, J. & Gardner, R. (1994). Rules, Games, and Common-Pool Resources. Ann Arbor: University of Michigan Press.

См. также перевод работы Питера Субера "Знание как общественное благо", в конце которой указаны ссылки на работы Elinor Ostrom и Шарлотты Хесс.

В книге "Умная толпа"(стр. 66-68) Рейнгольд, анализируя технологии сотрудничества, в значительной степени опирается на исследования Э.Остром.
В 1990 году социолог Элинор Остром заявила, что в управлении тем, что она окрестила общими (природными) ресурсами (ОР, вовсе не обязательна внешняя сила.

..."Социолог приводит примеры сообществ, пользующихся общественными благами уже на протяжении веков и не истощивших их.
Сравнивая различные сообщества, Остром обнаружила, что группы, умеющие должным образом строить свое поведение и управлять им, отличаются следующими основами организации:

  • четкость границ;
  • согласование правил, регулирующих пользование общественными благами, с местными нуждами и условиями;
  • возможность для большинства людей, которых касаются эти правила, изменять их;
  • уважение со стороны внешней власти прав членов общины по созданию ими собственных правил;
  • наличие механизма слежения за поведением членов общины, которое они сами и осуществляют;
  • свод различных мер воздействия;
  • доступ членов общины к требующим малых издержек механизмам разрешения споров;
  • многоуровневый контроль над ОР, входящими в более обширные системы, в сферах присвоения, снабжения, слежения, укрепления, разрешения споров и управления.
...Остром предложила широкий круг вопросов для будущих изысканий: «Любым усилиям по осуществлению коллективного действия, предпринимаемым внешними правителями, предпринимателем или рядом руководителей, желающих добиться совместной выгоды, придется столкнуться с общим кругом вопросов. Это борьба с иждивенчеством, обеспечение соблюдения обязательств, выработка новых установлений и надзор за исполнением принятых правил» ...
Исследования Остром привели к созданию междисциплинарного объединения исследователей ОР. В статье о приложении представлений об OP к техногенным, созданным человеком ОР вроде Интернета Шарлотта Хесс отмечает важность наметившегося междисциплинарного сближения:
«За столетия отвлеченных изысканий, касающихся природы прав собственности, иждивенчества, перенаселения, эффективности, партнерства, принципа добровольности, управления ресурсами, поведения внутри организаций, социальной справедливости, самоуправления, споров о межграничных ресурсах, общих угодий, огораживания угодий, коммунальных обществ и общественного блага, изменилось только взаимопроникновение отраслей научного знания, методология, подход к международной кооперации и направленность литературы по ОР» .
Исследования ОР с самого начала явились шагом по направлению к «подкрепленной опытными данными теории самоорганизующихся и самоуправляющихся форм коллективного действия», за которую ратовала в 1990 году Остром [16]. Раз люди приступают к выработке новых форм коллективного действия, используя средства беспроводной связи, то теории, подобные предложенной Остром, возможно, позволят уяснить, что же ожидает нас в дальнейшем".(стр. 66-68).

Далее Рейнгольд цитирует Марка Смита - социолога Microsoft, который указывает, что репутация и социальное давление среди равных играют ключевую роль в сохранении ОР: «Социальное давление, от оскорбления до тюремного заключения, в целях исполнения обязательств и возвращения долга помогает сообществам сохранять такое существенное общественное благо, как доверие». Репутация, поддерживаемая либо изображением ритуально-поведенческих установок, кредитными агентствами, собирающими информацию о заемщиках и выполнении ими обязательств, или интерактивными серверами с оценкой репутации, похоже, становится средством, с помощью которого люди налаживают повседневные отношения своекорыстия с общественным благом.

Самоопределение, репутация, границы, побуждение к соблюдению обязательств и наказание иждивенцев, похоже, суть те общие важнейшие ресурсы, в которых нуждаются все группы для поддержания в своих членах духа сотрудничества. Это те социальные явления, которые более всего подвержены воздействию техники, позволяющей людям отслеживать репутацию, поощрять сотрудничество и наказывать отступничество.(стр. 69).


5. Безопасность в сети


5.1 Электронный паспорт
Известный «этический хакер» и международный эксперт по безопасности Себастьян Шрайбер считает, что лучшим способом защиты от сетевых угроз станет присвоение пользователям интернета паспортов-идентификаторов для входа в Сеть.
«Лучшим и, пожалуй, единственным решением проблемы безопасности в интернете может стать присвоение каждому пользователю Сети постоянного идентификатора, — заявил в интервью корреспонденту CNews международный эксперт по информационной безопасности Себастьян Шрайбер (Sebastian Schreiber). — Такую мысль уже высказывал российский антивирусный разработчик Евгений Касперский, и это очень хорошая идея». (см. далее)

Ряд специалистов полагает, что у россиян может быть несколько сетевых «паспортов» (подробнее)

5.2 Microsoft: интернет не должен быть анонимным.

В Microsoft уверены, что без жесткого контроля интернет не сможет успешно развиваться. Анонимность в Сети должна уйти в прошлое, считают в софтверной корпорации. Чтобы сохранить темпы роста, интернет должен стать более защищенным, считает Скотт Чарни (Scott Charney), вице-президент и глава отдела безопасности Microsoft. Видеоролик с его выступлением был выложен на обновленном веб-сайте инициативы End-to-End Trust, целью которой является привлечь представителей интернет-индустрии, потребителей и политиков к серьезному обсуждению проблем онлайн-безопасности.
«Анонимность и отсутствие всякого контроля в Сети должны остаться в прошлом. Из-за того, что в интернете не отслеживаются действия пользователей и у них есть возможность остаться неузнанным, киберпространство все активнее наводняют преступники. Сегодня слишком многие пользователи не знают даже, какое ПО используется у них на компьютере. В таких условиях злоумышленникам не слишком сложно заразить их системы. Зачастую пользователи не знают, с кем они общаются в Сети, может ли электронная почта от этого адресата содержать вредоносные файлы. Хотя человек посещает веб-сайт, но он не уверен, что может доверять этому ресурсу», - сказал Чарни. ( см. далее)

5.3 Русская православная церковь выступила против анонимности в Интернете, назвав её причиной многих бед. С таким заявлением выступил глава синодального Отдела по взаимоотношениям РПЦ и общества протоиерей Всеволод Чаплин.
По мнению священнослужителей, в Сети, где "люди обычно скрываются за кличками, полно грязи, взаимных оскорблений и экстремистских высказываний". Чаплин призвал к тому, чтобы "по крайней мере, на уровне кодексов чести уважающих себя людей, а может быть и на уровне администрирования, в интернете была исключена анонимность".( см. далее)

Глава МВД РФ Рашид Нургалиев, выступая на совещании министров внутренних дел стран СНГ в Ялте, заявил о необходимости устранить возможность анонимности при регистрации пользователей на различных ресурсах в интернете. Возможность оставаться анонимными позволяет "злоумышленникам пользоваться открытостью границ Содружества" и укрываться от правоохранительных органов, прячась под псевдонимом. ( см. далее)

В начале 2009 г. ряд некоммерческих организаций, среди которых Инфофорум, РОЦИТ, Фонд Развития Интернет, Союз Операторов Интернет, Координационный центр домена .RU и др., объявили об инициативе проведения Года безопасного Интернета в России.

5.4 Последние пару лет развитие социальных сетей начинает менять взгляды юзеров - появляется все больше текстов, оплакивающих уходящую эпоху анонимности Интернета... (см. например)

Более того, создатель Facebook Марк Цукерберг назвал конфиденциальность в сети атавизмом «Со временем люди стали не только делиться большими объемами информации, но и более открытыми к большему числу окружающих их людей». «Когда я начинал работать над Facebook в студенческом общежитии Гарвардского университета, многие знакомые с удивлением спрашивали меня, почему они должны создавать свой сайт и рассказывать о себе в интернете, — продолжил Цукерберг. — Сейчас же, спустя пять или шесть лет, блоги и свои странички в социальных сетях есть почти у каждого интернет-пользователя». (подробнее)




Обсуждение проблем безопасности в сети:

  1. Нужен ли паспорт в сети?
  2. Должна ли анонимность в Сети уйти в прошлое?
  3. Как усилить безопасность в Сети?
  4. Может быть необходимо два Интернета - обычный и безопасный?


6. Контроль в информационном обществе

В книге Ф.Уэбстера «Теории информационного общества» (стр. 275-309) значительное внимание уделено взглядам известного английского социолога Э.Гидденса, анализировавшего риски, связанные со слежкой в современном мире.

Государства озабочены проблемами национальной обороны, террористическими угрозами, преступностью. Знаменитый Echelon представляет собой автоматизированную глобальную систему перехвата и анализа электронных сигналов. Это была совместная программа Национального агентства безопасности США и разведки Великобритании ( 1947 г.) . Позже к ней подключились Канада и Австралия. Echelon включает в себя сеть спутников, наземных станций слежения и компьютеров. Предполагается, что система способна перехватывать ежедневно около трех миллиардов сообщений и хранить более 5 трлн страниц текста.

Огромные базы данных создают системы социального обеспечения, налоговые органы. Не отстает и бизнес «При капиталистическом способе производства отслеживание – ключевой элемент менеджмента» (Giddens, 1987, c. 175). Широкие возможности для отслеживания поведения потребителей предоставляют банковские кредитные карты, базы бюро кредитных историй. Большие базы данных собирают рекрутинговые агенства.

В последние годы многие зарубежные вузы продают заинтересованным организациям подробные сведения об учебе студентов. На каждого студента ведется e-portfolio, содержащее электронные копии выполненных работ, данные об успеваемости и поведении.

Везде устанавливаются камеры слежения. Гражданам Британии предлагается принять непосредственное участие в охране общественного порядка. В недалеком будущем каждый желающий сможет взять шефство над несколькими камерами наблюдения, установленными на улицах и в общественных местах. (подробнее см.).

Но прогресс не стоит на месте – промышленность предлагает электронные браслеты для детей и преступников ...




Обсуждение проблем контроля в информационном обществе :

  1. Усилит ли безопасность всепроникающий контроль?
  2. Кто должен иметь доступ к индивидуальным данным?
  3. Где еще нужны камеры наблюдения?

7. Портфолио студента и рейтинг специалиста

Последнее время наша педагогическая общественность (и министр) все чаще обращаются к современной методологии оценки деятельности школьников и студентов

e-portfolio .

В одной из публикаций предлагается использовать портфолио студента для решения следующих задач:

"оценить, изменяющуюся во времени готовность к обучению и профессиональному росту;

дать возможность работодателю легко проанализировать подготовку и весь спектр умений и способностей студента;

Специалисту портфолио позволяет не только презентовать себя при поиске новой работы, но и следить за собственными успехами, контролировать свое профессиональное развитие, планировать и анализировать достижение той или иной цели.

Портфолио может стать индивидуальным паспортом специалиста и поддерживать развитие его карьеры внутри компании и за ее пределами." (подробнее см.).
(см. также)
Минобрнауки обещает, что каждый российский школьник в ближайшие два года получит паспорт здоровья , в котором будут прописаны, в частности, данные о прививках, медосмотрах и вредных привычках.




Вопросы для обсуждения:

Что должно храниться в портфолио студента:

  1. Письменные работы?
  2. Рекомендации преподавателей?
  3. Характеристики общественной деятельности, поведения, здоровья...?
  4. Оценки участия в онлайновых сетях, сообществах...?

Может ли ВУЗ торговать портфолио?

  
На главную страницу Яндекс.Метрика
Хостинг от uCoz